«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
автор: nick77
(редактировано: 2-03-2012, 12:55)
Страхи и навязчивости у детей

Происхождение разных страхов достаточно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью.


В одних случаях эти страхи кратковременны (1020 минут), достаточно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ребенка появляется критическое отношение к ним.

В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих достаточно часто и имеющих относительно долгий период времени (11,5 месяца). Причиной таких приступов посещают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и т. п.). Часто приступ страха сопровождается противными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью. При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят.

В неприятном случае они могут принять затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более), и тогда даже лечебные мероприятия не в любой момент дают желаемые результаты.

Страхи проявляются в форме навязчивостей, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый ужас речи у заикающихся. С возрастом возникает ужас перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающиеся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности. Часто тревожно-навязчивое ожидание и ужас приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.

Навязчивые движения и действия также могут быть достаточно разнообразными. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т. п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не в любой момент навязчив , и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического действия.

У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой достаточно не простых ритуалов. Навязчивый ужас заразиться сопровождается нередким мытьем рук, навязчивый ужас получить нехорошую отметку приводит к целому ряду запретов (к примеру, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в автобус или трамвай, у которого в номере имеется определенная цифра). Часто у подростков появляются ритуалы (на контрольные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т. п.) и ритуальные предметы (тесьма на шее со «счастливой» вещью, «счастливый» карандаш или ручка и т. п.). Вероятны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, автомобилей, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов.

Как правило, навязчивости возникают на фоне разных тяжелых для ребенка переживаний, а также у детей имеющих определенные черты характера: боязливость, тревожность, мнительность и т. д.

Значительную помощь в раннем выявлении страхов может оказать доктор и педагог.

Похожие публикации

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.