«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
автор: nick77
(редактировано: 2-03-2012, 14:17)
Понятие о самовнушении

Итак, с помощью разъяснительных бесед вредные привычки осознаются школьником. Сейчас от него требуется собственная активность по их преодолению, упрочнение собственной эмоционально-волевой решительности. И здесь большое значение приобретает обучение разным приемам саморегуляции, или, шире говоря, самовнушению.


Если школьник нейтрален по отношению к своим вредным привычкам, они фиксируются сильнее. Если же у него складывается негативное отношение к подобным привычкам, они вызывают отрицательные эмоции и даже угрызения совести это уже первые шаги по пути преодоления неверного поведения. Наличие такого эмоционального островка ключ к победе над вредными привычками.

Действенным средством в деле профилактики и лечения вредных привычек является самовнушение. Технике самовнушения могут научить школьника педагог, психолог или доктор.

Самовнушение эффектно только при определенных физиологических условиях мышечного расслабления и некотором понижении уровня бодрствования мозга. Этот принцип лежит в основе аутогенной тренировки одного из вариантов самовнушения. На фойе расширения сосудов, ослабления бодрствования мозговой коры самоинструкция начинает влиять на всю кору, на вегетативные подкорковые образования, на нижележащие элементы и целый организм в целом. Этим объясняется возможность с помощью аутогенной тренировки при соответствующем опыте обучения повлиять как на психическое состояние человека (улучшить настроение), так и на вегетативнососудистые проявления, регуляцию артериального давления, энергетический уровень организма.

Фактически аутогенная тренировка не имеет противопоказаний и используется достаточно широко как для профилактики нервно-психического перенапряжения и увеличения умственной и психической работоспособности, так и с лечебной целью, особенно при функциональных расстройствах нервной системы и внутренних органов. Но не рекомендуется использовать аутотренинг с лечебной целью без медицинского контроля. Не необходимо заниматься самостоятельно лицам, имеющим склонность к резкому понижению артериального давления, перенесшим в течение последних шести месяцев обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, в прошлом серьезную травму черепа. Относительным противопоказанием является скептическое отношение к АТ, отсутствие четко очерченных задач и отрицательная настроенность к обучению.

Если в процессе АТ проконтролировать показатели артериального давления, сосудистого тонуса и кожной температуры, а также ритм дыхания и частоту сердечных сокращений, то можно убедиться, что аутотренинг не лишь становиться причиной у человека субъективное чувство тепла, но и влияет на изменение кожной температуры, которая повышается в среднем на 34°С.

Начало расслабления ведется с вызывания у себя представления тепла в мышцах, чаще в правой руке. Правая рука орган действия, исходя из этого именно с нее и полезно начинать самовнушение. В процессе эволюции правой руки происходило развитие перекрестной левой лобной доли мозга, в которой расположены центры речи. Исходя из этого, обращаясь к своей правой руке, тренирующийся «включает» механизмы внутренней речи, подготавливая организм для восприятия собственных самовнушений. Чувство потепления или расслабления в правой руке служит «индикаторной лампочкой» того, что нервная система «готова» для восприятия нужной информации. Образно говоря, согревая правую руку, мы как бы прогреваем «мотор» самовнушения. Потом необходимо расслабить левую руку, обе ноги, все тело. Можно перейти к мышцам лица и к авторегулированию дыхательной системы, всех внутренних органов, адресуя, в частности, внушение к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Самовнушением можно добиться спокойной, безболезненной и ритмичной работы сердца, отдыха сердечной мышцы, улучшения кровоснабжения ее, выравнивания дыхания, улучшения работы желудочно-кишечного тракта.

Упражняться рекомендуется два-три раза в день ежедневно. Лучшее время для расслабления послеобеденный час или нредсонное и просоночное состояние, во время которого мозг пару заторможен или еще не всецело включился в бодрствование. И то, и другое состояние создает необходимый полутормозной фон для расслабления и самовнушения, освобождающий от щепетильного и избыточного критицизма.

Упражнения не должны сопровождаться ощущением борьбы с самим собой, а в формулах не должно быть отрицания типа «Я не буду раздражаться». Лучше реализуется хорошая характеристика состояния: «Я совсем спокоен».

В зависимости от типа личности самовнушение может протекать по-разному: у одних сначала долго не появляется чувство тепла или расслабленности в правой руке; другим легко удаются первые шаги, но в середине получается некоторый спад и только при волевом усилии в конце удается получить эффект реализации самовоздействия.

Что же касается самих этапов овладения АТ, то здесь условно можно выделить три: неустойчивая модуляция, когда внушение не удается из-за того, что мешают побочные потоки мыслей; произвольное включение удается оттеснить побочные мысли; директивная мотивация самовнушение практически автоматизированно переходит в самоприказ, самовоздействие.

В снятии напряжения помогают пару сделанных предварительно дыхательных упражнений. Даже простая дыхательная гимнастика (через каждую ноздрю попеременно) является успокаивающим фактором (к примеру, перед экзаменами).

Вероятна аутогенная тренировка, основанная на представлении или воображении каких-то сюжетов. Полезна дифференцированная аутогенная тренировка на прогрессивное «мягкое» расслабление мышц, напряжение которых не требуется в данный миг. Так, при ходьбе, когда напрягаются мышцы ног, можно расслаблять свободные мышцы лица. Вероятно расслабление по контрасту через напряжение. Сжав запястье или кисть, резко сбросить напряжение и почувствовать расслабление, наступившее после долгого напряжения. Напрячь ноги, уперев их в пол, а потом расслабить, почувствовав избавление от «закованности». Такое активное расслабление применимо в любых походных условиях.

Психорегулирующая тренировка есть одновременно высшее дисциплинирование воли. Один из вариантов АТ так и называется «эмоционально-волевая тренировка».

Верно показывал выдающийся педагог К. Д. Ушинский, что воля наша, как и мускулы наши, крепнет лишь от постепенно усиливающейся деятельности, чрезмерными требованиями можно надорвать и волю и мускулы и остановить их развитие.

Похожие публикации
Понятия о самовнушении

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.