
Групповая дискуссия, о которой шла речь выше, позволяет продемонстрировать человеку формы его неверного поведения, продемонстрировать их как бы со стороны. Появившееся в результате такого действия критическое отношение к себе помогает поменять систему отношений личности, неверное формирование которой и приводит к нервно-психическим расстройствам и вредным привычкам.
Существенно более действенной групповая дискуссия становится, если в коллективную работу включаются игровые приемы, разрешающие поменять не лишь познавательную, но и эмоционально-поведенческую сторону субъектов общения. Такая интеграция лежит в основе техники активного социально-психологического обучения.
Появившись в недрах психотерапии, приемы социально психологического тренинга стали использоваться не лишь докторами и не столько с лечебной целью, сколько педагогами и психологами с целью коррекции психологических характеристик личности как субъекта общения. Сущность социально-психологического обучения пребывает в том, что здесь необходимым компонентом выступает взаимодействие обучаемых между собой. Иными словами, группа (включая педагога) представляет собой необычную лабораторию для изучения социально-психологических явлений, формирования коммуникативных умений. Система действия в коллективе и коллективом использовалась выдающимися педагогами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским.
Социально-психологическое обучение приобретает сегодня особо важное значение в связи с тем, что многие привычки школьников являются результатом деформации общения. Исходя из этого тренировка форм коммуникативности оздоровляет личность, корректирует ее поведенческие реакции.
Методика социально-психологического обучения основывается на наличии у субъекта особенной чувствительности к состоянию другого, предполагающей способность эмоционально реагировать на переживания другого. Методы тренинга общительности и особенной чувствительности согласно точке зрения Г.А. Ковалева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской могут способствовать совершенствованию воспитательной работы, формированию социалистической направленности личности.
Основной задачей социально-психологического обучения является увеличение коммуникативной компетентности участников группы, численность которой не должна превышать 612 человек.
Работа тренинговой группы строится по следующим правилам:
1. Доверительное и откровенное общение.
2. Ответственность при дискуссии результатов общения.
3. Интимность.
4. Принцип «здесь и сейчас» участники группы воспроизводят свое поведение в сиюминутных деталях, в конкретных ситуациях.
Руководство группой должно строиться на демократических началах. Допускаются занятия (одно из шести) без руководителя, по принципу самоуправления. Всего проводится от 30 до 50 занятий. Длительность одного занятия около часа.
В процессе общения анализируются речевые акты, их содержание, продолжительность, направленность, частота высказываний, экспрессия, особенности грамматики, лексики, интонации, ясность движений. Занятия обычно начинаются с психогимнастической разминки, которая может сопровождаться пением и танцами. Потом идет десятиминутное прослушивание какого-либо музыкального произведения и так называемый психорисунок рисование на заданную тему (каков я в будущем, каково мое место в учебной группе, я и педагог и т.д.).
Наибольшее распространение имеют следующие упражнения:
Кто есть кто.
Угадывание переживаний одного из участников группы по его поведению, ответам на вопросы, носящим шутливый характер.
Интуиция.
Ориентировка на незнакомого или малознакомого члена группы. Ему задаются вопросы, ответы на которые он записывает на бумаге. Группа пробует отгадать эти ответы.
Таможня.
По поведению одного из участников группы, его высказываниям делается попытка найти спрятанную вещь.
Шестое чувство.
Определить, кто и какую выберет песню, подарок, какому времени года отдаст предпочтение и т. д.
За спиной.
Через чур разговорчивые должны молчать, пока не закончится групповая проработка особенностей их характера. Бессловесное выражение чувств осуществляется кивком головы, поднятием руки и т. д.
Вероятны и другие упражнения, к примеру, «поводырь»: один изображает слепого, целиком и полностью подчиняясь своему поводырю.
Подобная тренировка может использоваться как действенный прием интенсивного взаимодействия в атмосфере доверия и взаимопомощи, что имеет большое воспитательно-педагогическое значение. С одной стороны, развивается творческий характер мышления учащихся, с другой формируется социальная установка в сфере общения, совершенствуются коммуникативные умения.
Методы социально-психологического обучения могут использоваться в случае изменения поведения подростка, появления у него вредных привычек. Цель такого действия формирование у учащихся нормативного поведения на гуманистических правилах сопереживания.
В педагогическом сопереживании, эмпатии видел В. А. Сухомлинский залог успеха в воспитании чуткости у детей. Подлинное сопереживание это та почва, на которой берут начало тончайшие ростки любви и уважения.
Опыт практического применения методов группового действия при работе со школьниками, имеющими отклоняющееся поведение и вредные привычки, особенно разные формы деформации общения, свидетельствует о том, что учащиеся могут научиться понимать другого, формулировать мотивы своего поведения. Тренировка общения дает возможность выработать формы гибкого общения и поведения, лишенного максимализма, категоричности. Подростки делаются более «открытыми», получают навыки доверительности в общении, лишаются необходимости поиска «суррогатов» общения, таких, к примеру, как пристрастие к спиртному. За счет приобретенных навыков вариативного поведения происходит оптимизация всех психических функций (преодолеваются, к примеру, заикание, болезненные формы поведенческого реагирования и т.д.).