
Психотерапия является строгой прерогативой доктора, владеющего такими особыми методами, как внушение в бодрствующем состоянии (наяву) или в обмороке, аутотренинг, рассудочно-разъяснительные методы так называемая рациональная психотерапия. Но иметь представление об этом учитель должен, во-первых, чтобы дать квалифицированную консультацию родителям, дети которых страдают вредными привычками, во-вторых, чтобы помочь школьникам понять правила самовнушения, психической саморегуляции как средства профилактики вредных привычек и нарушения поведения.
Действенным методом лечения вредных привычек является гипнотерапия.
Обморок в переводе с греческого означает «сон», а сон по определению Шекспира «великое благодеяние матери-природы». с покон веково известны целебные свойства сна.
Но не лишь отдыхом объясняется эффективность лечебного действия обморока. Чтобы понять научную сущность обморока, обратимся к истории.
Ученые выделяют три эры в развитии истории внушений. Первая эра шаманско-религиозная, вторая донаучная, метафизически-схоластическая и третья современная научная.
Научная эра гипнотерапии началась с учения И.П. Павлова. Вклад Павлова в расшифровку «загадочных» явлений сна столь велик, что этот период в истории обморока по праву можно назвать павловским. И.П. Павлов нашёл, что если животное ограничить в движениях или применить монотонные раздражители, то его активность падает, наступает торможение и оно засыпает. Такой условнорефлекторный сон и есть обморок. У человека гипнотическое состояние возникает под действием повторяющихся слов, фраз, ассоциирующихся со сном, не сильный монотонных раздражителей слуха, зрения. При этом в коре головного мозга развивается сонное торможение, аналогичное тому, которое посещает при естественном сне. Разница только в том, что это торможение частичное. В коре остаются бодрствующие участки, через которые и осуществляется связь доктора с больным. По мере развития торможения в коре головного мозга возникают разные состояния, переходные от сна к бодрствованию, фазовые состояния. При одних клетка адекватно реагирует на раздражители. При других (парадоксальная фаза) на не сильный раздражители клетка может ответить сильным возбуждением, а на сильные порой не реагирует. В таких случаях тихий голос доктора может неодолимо действовать на полуспящий мозг больного, а сильный шум улицы не воспринимается.
Павлов продемонстрировал, что гипнотический сон это, во-первых, сон медленно развивающийся, во-вторых, частичный, «застревающий» на каких-то фазовых состояниях, в-третьих, рассеянность по коре бодрствующих участков создает разорванность сна, чем и объясняется своеобразие обморока.
Физиологи и психиатры П. В. Симонов, Д. М. Вейн, Н. И. Касаткин, В. С. Ротенберг и другие углубили и во многом даже поменяли наше представление о сне и обмороке. Но мы не будем останавливаться на этих специализированных вопросах, далеких от педагогической практики.
Другими разновидностями психотерапии является так называемая рациональная (рассудочная, разъясняющая, убеждающая) и игровая психотерапия. Не смотря на то, что и эти виды психологического действия осуществляются доктором, но некоторые их приемы могут быть использованы учителем.
Так, к примеру, в амбулаторных условиях с больными неврозами проводился курс групповой рациональной психотерапии, состоявший из 27 занятий. Каждое занятие строилось по типу дискуссии о тяжёлых ситуациях и методах их преодоления. Помимо того, во время занятий проводилось обучение аутогенной тренировке, самовнушению.
Изменение отношения к невротизирующим ситуациям, начавшаяся перестройка личности, появившиеся под влиянием групповых дискуссий, отчетливо проявились после завершения курса. Большая часть членов группы высказали желание и в дальнейшем совершенствовать свой характер, чтобы выработать верное отношение к жизненным трудностям.
Групповая рациональная психотерапия особенно продемонстрирована, когда нужно добиться устранения нежелательных характерологических особенностей подростка, поменять его отношение к психотравмирующим событиям, а также в тех случаях, когда требуется повлиять на его взгляды, установки, его оценку своего болезненного состояния, формы реакции.
Разновидностью игровой психотерапии является «психодрама». При этом методе могут организовываться особые игры. Каждый ее участник может воспроизвести пережитое им когда-либо психотравмирующее событие и таким образом отреагировать на него. Можно даже поставить особые пьесы, в которых затрагиваются подобные переживания. Участники группы в этом случае выступают в качестве зрителей.
Этот метод используется не лишь для лечения больных неврозами, но и для предупреждения болезней психики.
Для устранения страха может использоваться игровая психотерапия. У девочки двух с половиной лет появилось заикание и боязнь темноты после ночного испуга, причину которого она не могла объяснить. Психоневролог, беседуя с родителями, выяснил, что незадолго до заболевания они читали дочери сказку «Красная Шапочка». Появилось предположение, что сказка отразилась в кошмарном сновидении. По сюжету сказки была проведена игра, в которой мать с помощью управляемой куклы изображала доброго волка. В результате совмещения угрожающего образа с эмоционально близким ребенку лицом острота страха снизилась. В дальнейшем роль волка выполнял доктор, постепенно наделяя своего героя соответствующими атрибутами поведения. Как и в игре с матерью, у девочки отмечалась только малый ответная реакция страха. При перемене ролей, когда волка изображала сама девочка, она угрожала Красной Шапочке, роль которой выполнял доктор. При повторном изменении ролей реакция страха всецело отсутствовала у девочки. Ребенок стал спокойно спать, в течение недели всецело нормализовалась речь.