
Речью ребенок овладевает, подражая взрослым. Исходя из этого уже сама по себе верная речь учителя становится большим «психоортопедическим» фактором, разрешающим школьнику опираться на верные образцы речи.
Заикание накладывает отпечаток на все поведение школьника. Заикающийся ребенок не уверен в себе, замкнут, у него формируются комплексы неполноценности. По отношению к таким детям учитель должен быть особенно внимательным: ни в коем случае не фиксировать внимание на неполноценности речи, терпеливо выслушивать заикающегося, одобрительно отзываться о тех кусках речи, которые были сказаны четко, без запинки и сопутствующих движений.
Необходимо развенчать в глазах ребенка кажущиеся ему непреодолимыми трудности речевого общения, продемонстрировать, что говорение автоматизированный, легкий физиологический акт, навык говорения приобретается легко и может с каждым р>азом улучшаться. Для этого педагог, общаясь с заикающимся, в любой момент должен указать «перспективные линии» улучшения его речи. В неприятном случае у ребенка формируется ужас перед речью.
Главное направление работы учителя с детьми, страдающими расстройством речи, психолого-педагогическое перевоспитание, закалка эмоционально-волевой сферы ребенка.
Учитель, конечно же, лечить не должен, но его деятельность осуществляется в одном направлении с психокоррекционной работой перевоспитанием личности заикающегося, освобождением его от преувеличенных страхов за свою речь и свою неполноценность. Логопед и педагог могут посоветовать родителям, как верно себя вести с заикающимся ребенком, какие замечания по речи можно делать, какие нет. Замечания по типу: «Не торопись, не нервничай, говори спокойно, не спеши» по существу не достаточно помогают ребенку. Он сам знает, в чем его трудность, а такие резонерские замечания будут лишь раздражать, дополнительно невротизируя. Подобные замечания «загоняют» заикание в сознание ребенка. Педагог должен провести беседу с родителями, чтобы они дома говорили верно, четко, неторопливо. Родителям не необходимо говорить с ребенком в неестественном тоне, сюсюкать, потому что это еще больше способствует формированию неверном речи. Ребенка необходимо научить методам релаксации и аутотренинга. Этим приемам эмоционально волевой тренировки может обучить доктор-психотерапевт.
Исключительное значение для исправления неверном речи имеет развитие слухового (фонематического) восприятия речи, формирование так называемого речевого слуха и умения интонировать (улавливать речевую мелодию), повторяя образцы речи за педагогом. Учитель должен стараться вовлекать заикающегося ребенка в коллективные ролевые игры. В ролевых ситуациях происходит непроизвольное речепорождение в отличие от речи по принуждению.
Говоря с ребенком, страдающим недостатком речи, учитель должен говорить медленно, четко выговаривая слова, следя за артикуляцией, соблюдая соответствующую интонацию.
Большое значение имеет речевая атмосфера, создание которой рождает у заикающегося непреодолимое желание говорить с окружающими не стесняясь. Потребность в общении перекрывает отрицательные эмоции, и ребенок забывает о своих речевых неурядицах. Наконец, никогда не нужно скупиться на похвалу по предлогу успешной речи. Это ведет к появлению у школьника желания закрепить свои речевые достоинства.