
Имея четкое представление о личности ученика, учитель может воздействовать на его психическое состояние, применяя разные приемы активации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение, которое педагогами используется наиболее широко. Цель разъяснения формирование верного поведения школьника, адекватной самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе. Задачи разъяснения определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика ничем не отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.
Рассказ и беседа.
Беседа является не лишь методом определения личностных качеств учащихся, но и методом формирования идейной и нравственной подструктуры его личности. Рассказ и его тема могут быть нацелены на те или иные недостатки в поведении учащихся. Сопереживание или реакция школьников является лакмусовой бумажкой эффективности педагогического действия.
Беседы могут проводиться с акцентом на культуру и организацию умственного работы школьника, с экскурсом в область психогигиены. Элементарные знания, даваемые учителем в этой области, являются залогом профилактики повторений нарушения поведения. Желательно проводить беседы по типу «сократического диалога», с аудиторией, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями. Их реакция, вопросы, задаваемые по ходу беседы наглядно показывают, каковы их познания в этой области.
Специалисты в области так называемой рациональной психотерапии уверены в том, что этот метод основан на применении некоторых законов логики, а точнее закона тождества, гласящего, что условием существования мысли является ее тождественность (А тождественно А), закона противоречия и т.д. В «сократическом диалоге» используются эти логические построения для того, чтобы подвести учащегося к осознанию своих вредных привычек. Вступая в диалог с подростком, задавая ему наводящие вопросы, учитель «демонстрирует» наличие у него вредной привычки, которая до сих пор не замечалась ребенком.
Вредные привычки, как правило, являются результатом закрепления неверного поведения или патологических стереотипов. Исходя из этого борьба с ними должна осуществляться с помощью контрупражнений, требующих переобучения путем тренировки и воспитания новых навыков поведения, свободных от прежней ущербности. А это уже означает необходимость формирования новой системы отношений личности, формирования новой личности. Последнее предполагает прежде всего формирование нового характера.
Но не случайно говорят: «Посеешь поступок пожнешь привычку, посеешь привычку пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу». Закрепленные в характере свойства личности влияют на личность и поведение школьника в целом. Изменение содержательной стороны личностных свойств и качеств человека происходит с помощью тренировки, упражнения, обучения и воспитания.
Тренировка самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Тренировка используется для закрепления нужных свойств личности.
Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на тренировку, но дополняется знаниями результатов каждого упражнения и рвением учащихся улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих условиях:
наличии конкретной цели, знаний и ясных представлений о последовательности и технике исполнения действий, которые должны осваиваться в упражнении;
предварительном освоении правил исполнения предстоящих действий;
постоянном самоконтроле, контроле и руководстве со стороны обучающегося.
Различают этапность упражнений: ознакомительные, пробные, основные, тренировочные.
Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на упражнение, но дополняется связями нового упражнения с уже изученным, усвоенным.
Воспитанием называется наиболее не простой вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополненный связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности данной личности.
Важная цель педагогической деятельности воспитание активной жизненной позиции невозможна без научения основам самовоспитания и самостоятельности.
Развивая самостоятельность учащихся, учитель развивает их активность, умственные и творческие способности.
Творческое мышление в процессе учебной деятельности одно из наиболее значимых условий активности продуктивной самостоятельной учебной деятельности.
Формирование самостоятельности это развитие не индивидуализма, а индивидуальности. Наилучший путь развития самостоятельности человека это вовлечение его в коллективную совместную деятельность. Именно в коллективном работе учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценивать свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, воочию убедиться в своих промахах и ошибках.
В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится, как в зеркало, в другого, решающую роль играет самостоятельность всего коллектива. Общение с другими людьми создает предпосылки для самовоспитания, потому что в общении, где имеет место так называемая «социальная перцепция», осуществляется восприятие человека человеком, познание людьми друг друга.
Самовоспитание и воспитание через коллектив могут сопровождаться дополнительными приемами совершенствования характера учащегося, профилактики вредных привычек. Так, воспитание характера немыслимо без требовательности, о которой писал А. С. Макаренко, подчеркивая, что в советской этике должна быть серьезная система требований к человеку. Лишь в этом случае у нас будет развиваться в первую очередь требовательность к себе.