«    Декабрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
автор: nick77
(редактировано: 29-02-2012, 15:03)
Оторопелость

Одной из сфер социализации ребенка является средняя общеобразовательная система (школа). Здесь происходит усвоение основных навыков умственного работы, общения, приобретаются знания, формируется личность. Но в учебной среде еще есть миги, способствующие нарушению психического комфорта ребенка.

Предотвратить ряд трудностей по адаптации, возникающих, к примеру, у застенчивых школьников по отношению к своим сверстникам или у ученика, попавшего в другой класс, способен учитель, владеющий педагогическим тактом.

При анализе ряда психотравм вскрываются так называемые дидаскогенные (от греческого «дидаско» обучаю) истоки; неправильное слово или жест преподавателя могут нанести психологический ущерб учащемуся и привести к закреплению вредных привычек или к нервно-психическому нездоровью. В происхождении дидаскогенных неврозов играет роль определенная предрасположенность личности и тип нервной системы. Чаще всего эти неврозы возникают у ребят замкнутых, тревожно-мнительных, неуравновешенных и инертных. Имеют значение и некоторые условия учебно-педагогического процесса, связанные со большим эмоциональным напряжением. Такими стрессорными факторами могут быть экзамены, контрольные работы, вызовы к доске для публичного решения задачи. Большая часть учащихся не «застревают» на этих явлениях, легко преодолевают эмоциональное напряжение. Но у некоторых появляется состояние оторопелости, растерянности, тревоги и забывчивости. Особенно это характерно для школьников, не владеющих навыками умственного работы.

Заявление педагога, да еще в присутствии других о неспособности школьника, подчеркивание неумения выполнить «такое простое» задание, придирчивое внимание способствуют фиксации подростка на своих недостатках и во многих случаях переходу временных расстройств нервной системы в затяжные.

Существует особый термин в психологии «дидактогения», предложенный профессором К. К. Платоновым для обозначения эмоциональных расстройств и невротических состояний, возникающих благодаря психологического ущерба, нанесенного педагогом учащемуся. Причины дидактогении самые разные. Это может быть ужас перед неудачной сдачей экзаменов или перед отчислением из школы. Педагоги часто пользуются угрозой отчисления в качестве «профилактического» и «тонизирующего» средства. Подобные методы применимы в редких случаях, если учебные ошибки мобилизуют ученика на исполнение поставленной цели. А как правило, они приводят к образованию астено-невротических состояний.

К сожалению, доктору еще часто приходится встречать школьников в невротическом состоянии, появившемся из-за бестактности учителя.

Вот пару примеров.

Учительница, накричав на второклассника, потребовала у него дневник. После уроков второклассник пользовался спросом на улице в полной дезориентировке, расстерянности.

В беспамятстве он выкрикивал: «Где мой дневник?» Родители были вынуждены обратиться с просьбой о помощи к детскому психоневрологу, потому что появился ужас посещения школы, ставший потом вредной привычкой, которая исчезла только после долгого лечения.

Другой пример дидактогении.

Учительница отсоветовала семикласснице играть героиню в школьном спектакле, сказав девочке, что у нее через чур длинный нос. Школьница дома долго рыдала, а потом обратилась в институт красоты, чтобы сделать операцию. Отлично, что опытные доктора отсоветовали.

Еще один случай.

Педагог, не понимая попытки робкого самоутверждения подростка, неудобно ухаживающего за девочкой, заявляет: «Ты не очень-то нахальничай с девицами, а то завтра будешь платить алименты! Из этого места вывод: учитель должен отлично знать все тонкости психологического такта и педагогической этики. Это имеет прямое отношение к здоровью ребенка и его успеваемости. Но успеваемость школьника зависит не лишь от сиюминутного физиологического состояния организма, но и от психологической установки на целый учебный процесс.

Похожие публикации
Оторопелость

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.