
Психологическая и физическая адаптация индивида во внешней среде в детском и подростковом возрасте процесс не простой и динамичный, на который важное, а время от времени определяющее влияние оказывает ряд факторов.
В первую очередь это личный пример и воспитательное действие родителей и близких. Большое значение имеет также влияние воспитателей в детском саду, учителей в школе, сверстников. При этом запрещено не учитывать лично-биологические особенности формирующейся личности ребенка и подростка (своевременное развитие или задержка речи, способности к тонкой ручной моторике, преждевременное развитие или задержка развития инстинктивных потребностей, эмоционально-волевых свойств, влечений и др.)
Важным является также возрастной фактор, т. е. изменение в определенные периоды жизни внутренних физиологических условий, в первую очередь нервной реактивности организма. Исследователи предлагают разные названия этих периодов, но, пожалуй, наиболее верным является определение их как «критических периодов возрастной ранимости». Эти периоды отмечаются в возрасте от 2 до 4 лет, от 7 до 8 лет, от 12 до 16 лет.
Негативные микросоциальные, социально-психологические и лично-биологические факторы (особенно в периоды возрастных кризов), повреждения головного мозга могут привести к нарушениям поведения и появлению вредных привычек у детей и подростков.