«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
автор: nick77
(редактировано: 26-02-2012, 20:17)
Патохарактерологическое развитие личности акцентуации

В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются особенности (акцентуации) характера. По существу акцентуации это крайние варианты нормального характера. Только в отдельных случаях эти особенности напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера.


В то же время акцентуации могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патохарактерологических особенностей и т.д.

В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера явная и скрытая.

Явная акцентуация характеризуется наличием достаточно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность тех или иных черт характера не мешает в целом удовлетворительной социальной адаптации. В тяжёлых ситуациях могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении подростков.

Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать порою неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций. Проявление тех или иных черт акцентуации не приводит к заметной социальной дезадаптации.

В зависимости от акцентуации психиатры выделяют следующие характеры: циклоидный, лабильный циклоидный, лабильный, гипертимный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный.

Циклоидный тип

Циклоидный тип отличается склонностью к колебаниям настроения в сторону понижения. Особенно остро эти колебания проявляются при психогенно значимых ситуациях. Отмечается вялость, пониженное настроение, упадок сил, сниженная работоспособность. Аппетит снижается, ухудшается успеваемость; подросток жалуется на вялость и разбитость по утрам, скуку. Мелкие неудачи и неприятности в этот период переносятся тяжело. Подросток начинает избегать сверстников, становится домоседом.

Подобные состояния могут продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. Период упадка может сменяться периодом подъема, когда появляется чрезмерная активность, обычно не характерная подростку, желание общаться со сверстниками, шутить, острить, может появиться склонность к алкоголю.

Лабильные циклоиды.

Лабильные циклоиды. Этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Нехорошее настроение вызывается неблагоприятно складывающимися событиями или ситуациями и обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Фазы упадка короткие: один-два дня.

Лабильный тип

Лабильный тип. Главная черта крайняя неустойчивость настроения, которое резко изменяется от ничтожных а также незаметных для окружающих предлогов. К примеру, нелестное замечание учителя или родных, неприветливый взгляд случайного собеседника и т. п. повергают в уныние, нехорошее настроение и в то же время мимолетный комплимент, заманчивые возможности на будущее способны вселить веселие и жизнерадостность. Это дети настроения. От настроения зависит их общее самочувствие и работоспособность. Они совсем чутки ко всякого рода символам внимания и похвалам, которые доставляют им настоящую радость.

Гипертимный тип

Гипертимный тип отличается большой подвижностью, общительностью с элементами фамильярности к взрослым, шумливостью, неугомонностью, склонностью к озорству. Несмотря на хорошие способности и живой ум, учатся эти дети неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости и недисциплинированности. Им характерно в любой момент хорошее, даже пару приподнятое настроение, красивый аппетит и крепкий сон. У гипертимных подростков четко выражена реакция эмансипации. Они плохо переносят твёрдую дисциплину и регламентированный режим, тяготятся одиночеством. В кругу сверстников претендуют на роль лидеров. Стремясь к общению, часто попадают в круг асоциальных элементов. Начатое дело, как правило, не доводят до конца не хватает терпения. Свои возможности и способности обычно переоценивают. Неудачи на продолжительное время выбивают их из колеи. Половое чувство пробуждается рано и посещает сильным.

Астено-невротический тип

Астено-невротический тип отличается плаксивостью, капризностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, нехорошим сном и аппетитом, повышенной фиксацией внимания на разных ощущениях со стороны внутренних органов, особенно со стороны сердца, желудка (ипохондричность). Такие дети быстро утомляются даже при обычных учебных нагрузках, занятиях физкультурой. Раздражительность возникает легко и по малым предлогам, также легко сменяется раскаянием. В школе и дома предпочитают одиночество.

Сенситивный тип.

С раннего детства опасаются оставаться дома одни, ночью часто испытывают неизвестный ужас, не любят подвижные игры и сторонятся озорных сверстников. Дома и в школе послушны и старательны. Часто стесняются отвечать на уроках. В среднем и старшем подростковом возрасте становятся очень впечатлительными, робкими, стеснительными и испытывают чувство собственной неполноценности. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Свои особенности часто маскируют бравадой веселия, заносчивости, развязности, но вынести это долго не могут, и часто все заканчивается сомнением и самобичеванием. Увлечения этих подростков носят интеллектуально-эстетический хактрактер. Они увлекаются спортом, занимаются общественной работой, никогда не стремятся к лидерству. Соблазнительное влечение усиливает застенчивость и переживание собственной неполноценности. Очень тяжело переносят насмешки и несправедливые обвинения.

Психастенический тип.

Подростки этого типа нерешительны, тревожно-мнительны, склонны к рассуждательству, самоанализу. У них легко возникают навязчивые страхи и опасения перед принятием решения. Необычной защитой от тревоги и сомнений для них становятся ритуалы приметы. К примеру, на экзамен и контрольные идут в одном и том же «счастливом» костюме, берут «счастливые» ручки и т. п. Эти подростки отличаются моторной неловкостью, нехорошим владением ручными навыками. Увлечения преимущественно интеллектуально-эстетического характера. Часто занимаются онанизмом, что становится для них источником дополнительного самобичевания.

Шизоидный тип.

Привлекает внимание замкнутостью и отгороженностью, тяжело устанавливает контакты, эмоционально холоден. Внутренний мир таких подростков малодоступен для окружающих, но зачастую полон фантазий и необычных желаний. Это делает неожиданным и непонятным многие их поступки. Реакция эмансипации у них проявляется достаточно необычно, в виде недовольства существующими порядками, «отсутствием свободы», осуждения утвердившихся идеалов и духовных ценностей.

Замкнутость мешает такому подростку группироваться со сверстниками. Исходя из этого в качестве необычного «коммуникативного допинга» может использоваться алкоголь.Увлечения отличаются необычностью, постоянством.

Истероидный тип.

Подростки этого типа отличаются чрезмерным эгоцентризмом и рвением обратить на себя внимание окружающих, вызвать удивление и почитание. С этой целью они часто прибегают ко лжи и фантазированию. Во всех их поступках сквозит неестественность и театральность. Чувства истероидов поверхностны, неглубоки и непостоянны. Все эти черты, как правило, проявляются с детских лет и часто являются результатом неправильности воспитания по типу «кумир семьи». С детских лет появляется потребность выслушивать похвалы и восхищения, признания превосходства над другими. Время от времени с целью привлечения к себе внимания устраивают демонстративные прогулы, утверждают, что прилежная учеба удел «бездарей и тупиц», заявляют о своем нежелании получать хорошие оценки, в то время как для занятия респектабельного положения в классе им не хватает ни настойчивости, ни способностей. Истероиды склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголизации или употреблению наркотиков. Истероидная акцентуация часто сочетается с инфантилизмом на фоне акселерации.

Реакция оппозиции, характерная истероидам, часто направлена на привлечение внимания к своей персоне. На то же по существу направлена и реакция эмансипации.

При группировании со сверстниками претендуют на положение лидера или на исключительное положение в группе, но, не владея сильными эмоционально-волевыми качествами, быстро теряют авторитет среди подростков.

Эпилептоидный тип.

Характерной чертой этого типа является «вязкость» эмоциональных реакций, жестокость, время от времени с элементами садизма. В то же время эпилептоидов отличает бережливое отношение к одежде, вещам, аккуратность. Они склонны к алкоголизации, причем могут напиваться до глубоких степеней опьянения.

Для эпилептоидов характерна реакция эмансипации; они требуют от родителей не лишь свободы, но и прав на материальные блага.

Неустойчивый тип.

Характерной чертой является безынициативность, легкая подчиняемость другим, неумение довести до конца начатое. В раннем подростковом возрасте проявляется повышенная тяга к наслаждениям, праздному безделью. Убегают с уроков в кино, на аттракционы, легко попадают в компанию асоциальных подростков, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки. Поток острых впечатлений легко толкает их на правонарушения.

К семейным заботам и невзгодам подросток такого типа относится равнодушно.

В отношениях со сверстниками в силу безынициативности и трусливости становятся исполнителями воли более сильных по характеру подростков. Увлекаются азартными играми, но к спорту испытывают отвращение.

Рано приобретают соблазнительный опыт, склонны к извращениям. Часто бросают учебу, никакой труд их не завлекает, обнаруживают полное бездумие в отношении своего будущего.

Конформный тип.

Для подростков этого типа характерна чрезмерная зависимость от привычного микросоциального окружения. Эти дети являются продуктами своей микросреды. Они не лишь высказывают обычаи, привычки, правила поведения людей тех микросоциальных групп, к которым адаптировались, но и разные изменения в установленном ритме воспринимают совсем консервативно. Если же какие-либо обстоятельства заставляют их поменять микросоциальную обстановку в быту, в школе, то эту перемену переживают достаточно тяжело, но адаптируются быстро. Конформность сочетается с отсутствием критики к привычному окружению, все воспринимается как истина, даже в тех случаях, когда адекватность некоторых ситуаций совсем объективна. Для кбнформного подростка социальное окружение становится решающим фактором на жизненном пути. Хороший коллектив формирует из него хорошего человека, аккуратного работника. В нехорошем окружении подростки легко нарушают нормы поведения «за компанию», начинают злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики, совершают асоциальные поступки. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой. Реакция эмансипации проявляется лишь в тех случаях, когда родители препятствуют общению с привычной средой сверстников.

Подводя итоги, необходимо выделить, что названные типы в чистом виде встречаются редко. Существенно чаще один человек сочетает в себе черты нескольких типов. Это так называемые смешанные типы.

Похожие публикации
Патохарактерологическое развитие личности акцентуации

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.