
Подростковый возраст является критическим в становлении характера. В этот период выявляются психологические особенности и специфические подростковые поведенческие реакции на действие окружающей социальной среды. Сюда относится особенная чувствительность подростков к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих, выделенная независимость, неприятие авторитетов и общепринятых правил. Часто при этом они склонны к идеализации случайных кумиров, абстрактному мудрствованию и чувственному фантазированию.
К специфическим подростковым поведенческим реакциям относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся соблазнительным влечением.
Реакция эмансипации
Реакция эмансипации рвение высвободиться из-под контроля, руководства и опеки родных, учителей, воспитателей и наставников. Эта потребность связана с борьбой за самоутверждение, особенно когда имеет место чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, третирование подростка как ребенка. Реакция эмансипации может проявляться в желании в любой момент и во всем поступать по-своему, самостоятельно. В крайних проявлениях это выражается в побегах из дома, бродяжничестве, рвении почувствовать себя всецело вольным.
Реакция группирования со сверстниками
Реакция группирования со сверстниками. Многие специалисты полагают, что в этой реакции проявляется инстинктивное тяготение к сплочению. В подростковых группировках устанавливаются определенные отношения с наличием лидерства и распределением мест в группе. В основе этого распределения лежат личные физические и психологические особенности личности подростка. Склонность подростков к объединению в группы чаще наблюдается у лиц с педагогической запущенностью и асоциальными формами поведения.
Реакция увлечения
Реакция увлечения хобби-реакция очень характерна для подросткового возраста. Различают информативно коммуникативные увлечения (жажда получения новых сведений, потребность в контактах, являющихся источником этих сведений); телесномануальные увлечения, направленные на упрочнение силы, выносливости, ловкости, развитие искусных мануальных навыков: интеллектуально-эстетические увлечения, связанные с углубленным интересом к занятиям музыкой, рисованием, радиотехникой, литературой и т. п.; лидерские увлечения рвение предводительствовать, управлять; накопительские увлечения проявляются во всех видах коллекционирования; эгоцентрические увлечения связаны со рвением находиться в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях и т. п. в целях демонстрации своей необычности); азартные увлечения проявляются тяготением к картежным играм, разного рода денежным ставкам и пари. Привлекательным является выигрыш, но и само чувство риска доставляет определенное удовольствие.
Чрезмерно выраженные увлечения часто ведут к нарушению поведения и ассоциальным поступкам: подростки забрасывают учебу, сходятся с асоциальными лицами, начинают заниматься воровством, спекуляцией в целях удовлетворения своего влечения.
Реакции, обусловленные формирующимся соблазнительным влечением
Реакции, обусловленные формирующимся соблазнительным влечением, отличаются малой дифференцированностью в младшем и среднем подростковом возрасте и бурно представлены «юношеской гиперсексуальностью» в старшем подростковом возрасте. К этим реакциям относят онанизм, раннюю половую жизнь, преходящие гомосексуальные действия и др. Формирующееся соблазнительное влечение может проявляться агрессивными реакциями в отношении соперников или лиц, унижающих подростка в глазах объекта влечения, демонстративными реакциями с целью привлечь к себе внимание этого объекта.