
Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной возбудимостью и реактивностью, резкой сменой настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей пубертатному периоду. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечается в возрасте 12 14 лет. Именно в этом возрасте подростки становятся наиболее «тяжёлыми».
Необходимо выделить, что неустойчивость эмоциональных реакций подростка обусловлена не лишь гормонально-физиологическими изменениями, но и условиями воспитания, которые часто оказываются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоционального реагирования.
Младшие подростки обнаруживают наибольшую тревожность в общении с посторонними взрослыми людьми, небольшую со сверстниками. Подростки в среднем возрастном периоде наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее с посторонними взрослыми и учителями. Подростки-старшеклассники обнаруживают самую высокую тревожность на всех уровнях общения, причем наиболее выраженную при контактах с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. По-видимому, в силу этих особенностей именно в возрасте 1417 лет наиболее остро начинают проявляться некоторые, особенности характера, которые, не будучи сами по себе патологическими, при эмоционально значимых ситуациях определяют уровень реагирования и форму поведения подростка. К примеру, такое типологическое свойство, как повышенная активность и возбудимость, часто делает 1417-летнего парня неразборчивым в выборе знакомств, побуждает его ввязываться в рискованные авантюры и вызывающие большие сомнения предприятия. Повышенная робость и стеснительность в определенные миги превращаются в замкнутость и отгороженность, которой часто сопутствует чувство собственной неполноценности.
Эмоции подростка нельзя оценить без учета значимости для него данного конкретного стимула или ситуации.
Особенности эмоциональной сферы подростков не в любой момент заметны для окружающих. Внешние проявления эмоционального реагирования обусловлены многими факторами: типом высшей нервной деятельности (темпераментом), особенностями формирующегося характера и условиями воспитания. В последнем огромное значение имеет эмоциональный фон межличностных отношений в семье и сложившейся компании друзей как в школе, так и по месту жительства.