«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
автор: nick77
(редактировано: 2-03-2012, 08:49)
О культуре умственного труда

Культура умственного работы не является непосредственным разделом гигиены, но тем не менее тесно связана с вопросами сохранения и упрочнения здоровья и увеличения производительности умственной деятельности. Умственный труд, как никакой другой, требует определенных внешних условий и особой обстановки, которая оптимизировала бы работоспособность.


Школьник должен владеть техникой организации своего рабочего места, культурой чтения, уметь верно распределить свое время и т. д. Не зная этого, он становится потенциальным нарушителем психогигиены. Учеб а школьные уроки, исполнение домашних заданий требует от школьника больших затрат времени и нервно-эмоциональных усилий. Накапливаясь, такое перенапряжение может привести к пограничным психическим состояниям. А на их фоне, как мы уже писали, легче возникают всякого рода вредные привычки и расстройства поведения.

Исходя из этого, учащийся, владеющий культурой умственного работы, более гарантирован от вредных привычек и нервно-психических расстройств. Научить детей «азбуке умственной деятельности» должен в первую очередь учитель.

Обратимся к такой важной проблеме, как верная рабочая поза (у школьников сидячая). Голова не должна свисать, по другому утомляются шейные мышцы, предрасполагая к ухудшению кровообращения мозга. Невысокий наклон над столом, сдавливая внутренние органы, затрудняет работу легких и сердца. При долгой сидячей работе необходимы физкультурные паузы. Учащиеся должны быть внимательными к естественным нуждам и требованиям своего организма.

Класс должен быть отлично освещен. Недостаточность освещения особенно при наличии твёрдых и резких теней затрудняет работу. Ухудшает зрение как полумрак, так и открытая ослепляющая лампочка. Освещение должно быть достаточным, равномерным, без ослепления глаз, а по спектральному составу должно приближаться к солнечному свету.

Кроме гигиены умственного работы, существует понятие культуры работы.

Касается это в основном верной организации информационного материала с целью его усвоения. В первую очередь здесь нужно уяснить, как делать записи, какова цель этого компонента умственной работы.

Цель записи: облегчение запоминания, мобилизация внимания, усвоение и проработка записанного.

Организация записи: нужно в любой момент быть готовым к записи, т. е. иметь под рукой бумагу, ручку, карандаши. Это становиться причиной «аппетит» к записи, тягу к ней.

Техника записи: записывать основные мысли набело так, чтобы при отыскивании нужного места не приходилось читать целый текст. Записывать нужно как можно короче.

Чтобы достичь этого, необходимо:

1. Разделять отдельные мысли, начиная каждую с новой строчка.

2. Оставлять поля.

3. Подчеркивать основную мысль.

Форма записи: чрезмерное число записей делает конспект труднообозреваемым, не оттеняет нужных и занимательных мигов.

Главная цель записи усвоение. Исходя из этого записывать нужно своими словами, только время от времени подкрепляя их дословными формулировками.

Можно сокращать запись за счет экономии слов и окончаний, или выработав условные символы.

Выписки из книг лучше делать не в конце и не в процессе чтения ее, а по окончании раздела или главы. Конспектировать необходимо только тяжёлые части текста, классифицируя их по темам. При большом опыте записи можно делать сразу на карточках.

Сейчас систематизируем, как работать над книгой.

Уметь: выбрать книгу, ознакомиться с ней.

Овладеть: техникой чтения, гигиеной чтения.

Выбор книги. Каждую книгу можно понять без подготовки, пользуясь советами библиотекарей, преподавателей, старших товарищей. Изучение какого-либо вопроса нужно начинать с популярной книги, постепенно переходя к более тяжёлой.

Ознакомление с книгой. Прежде чем приступить к серьезному чтению, необходимо бегло ознакомиться с выбранной книгой, с ее содержанием, просмотрев оглавление или аннотацию.

Техника чтения. Читать нужно про себя, экономя время и силы. Непонятное нужно прочесть вторично, пользоваться словарем, время от времени прибегая к энциклопедии. Стремясь читать быстро, нужно следить и за качеством усвоения.

Гигиена чтения. Читать нужно сидя, в удобном положении, за столом. Ничего лишнего, помимо словаря, бумаги и канцелярских принадлежностей, не должно быть на столе. При утомлении нужно прерваться на 5 минут. Вредно совмещать еду и чтение.

О быстром чтении, или, как его называют ученые, динамическом, в последнее время большое количество пишут и говорят.

Действительно, в нашу эпоху при все возрастающем объеме информации быстрочтение принимает характер необходимости. Создаются особые устройства для быстрочтения, созданы методы волевой тренировки динамического чтения с подавлением внутренней речи. Важно классифицировать источники чтения, выделив главные, и выработать принцип чтения. В этом плане поучительно высказывание Ф. Бэкона: «Есть книги, которые нужно лишь отведать, а есть такие, которые лучше всего проглотить и только немногие стоит разжевать и переварить».

Чтение литературы может производиться с быстротой пять-шесть слов в секунду; чтение газетной статьи, относящейся к тексту средней трудности, совершается со скоростью четыре слова в секунду; специфический научный текст может быть прочтён со скоростью, не превышающей трех слов в секунду; штудирование нового и не простого текста приблизительно полтора слова в секунду, т. е. не более ста слов в минуту. И самое главное для культурного чтения ежедневное систематическое чтение.

В этом смысле важным становится принцип психологического тренажа заставлять себя работать, когда нет настроения, чтобы сформировать у себя автоматизм рабочей установки.

В культуру умственного работы входит и введение постоянного расписания дел, постепенно устанавливая конкретные сроки исполнения, привязывая разные дела к фонду времени. Полезны еженедельник, карточная система с нужными записями. Экономии времени для умстценного работы помогает умение кратко беседовать по телефону и настраивать на это абонентов.

С утра желательно исполнять более тяжёлую часть работы в силу продуктивности утренних часов. Нужно учитывать и личные особенности. Известную роль играют многолетние привычки, но они не имеют решающего значения из-за возможности условно рефлекторной переделки динамического стереотипа и высокой пластичности психофизических параметров человеческой личности, особенно у подростков. Уже на школьной скамейке педагог должен стимулировать у школьника выработку «мускульно-подтянутой» фразеологии, «спортивной» формы изложения, чуждой расхлябанности, неясности и расплывчатости. Это в конечном счете формирует мышление учащихся.

Похожие публикации
О культуре умственного труда

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.