
Выявляются психологические особенности с помощью общеизвестных приемов педагогики и психологии: наблюдения, беседы и опыта.
Наблюдение один из методов психологического исследования личности. Видный психолог А. А. Бодалев уверен в том, что во внешнем виде и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить характерологические особенности человека, его способности, испытываемое состояние. Некоторые психологи показывают на диагностическое значение походки. Так, считается, что широкий уверенный шаг при невысоком росте выявляет большой уровень притязаний, рвение к независимости. Мелкий шаг высокого человека несамостоятельность, зависимость, неуверенность. Раскачивающаяся походка свидетельство аккуратности и педантизма, а быть может, и тщеславия. Невропатолог А. А. Рухманов показывает, что аккуратность и педантизм можно найти по каллиграфическому почерку человека, в то же время почерк с наклоном влево свидетельствует о нежелании быть как все.
Экстравагантность и вычурность характера проявляется в яркой одежде. Многие черты характера обнаруживаются в речи человека: одни говорят громко, ясно, экспрессивно, другие медленно и негромко. Речь может быть авторитарно-императивной, вопросительной и вкрадчиво заискивающей, сопровождаться скупыми или размашистыми жестами. Гордые выпячивают грудь вперед и смотрят свысока. Застенчивые здороваются, не глядя в глаза собеседнику, сходятся бочком (диагонально), общительные же знакомятся фронтально.
Не лишь пантомимика, отражающая «жестомимический контур» всей личности, но и лицевая мимика обнаруживают внешние признаки характера. Не случайно говорят, что глаза зеркало души: хитрые, лучистые или холодные, мёртвые. И улыбка посещает разная: самодовольная, светлая, холодная, саркастическая и т. д.
Большую ясность имеют руки. Труд, создавший человека, привел к высокому представительству в коре головного мозга клеток и нервных проводников, связанных с функциями руки, так что руки непосредственно отражают мозговую психическую основу проявлений человеческого характера.
Наконец, нужно учитывать, что маску человек снимает в конфликтных ситуациях, а обычные черты характера непроизвольно обнаруживает в экстремальных ситуациях.
Определение характера по внешности дело не простое. Исходя из этого наблюдения нужно сочетать с беседой.
Беседу с учащимися не необходимо начинать прямо с вопроса о вредных привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в результате чего подросток еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед педагогом. Можно сначала познакомиться с интересами и склонностями школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях, составить представление о его детстве, особенностях характера и круге общения.
Не заостряя внимание школьника на мотивах неверного поведения, учитель обычно начинает беседу с вопросов: что побудило к совершению поступка? Почему поступил так, а не по другому? Если появляются предлоги для возражения по ходу расспроса, педагог должен не заискивать перед учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.
В беседе не необходимо сразу ругать учащегося за то, что он не может избавиться от какой-то вредной привычки. Быть может, эта привычка и так составляет предмет переживаний ребенка.
Изучение особенностей личности школьника будет продуктивным в том случае, если соблюдены определенные требования. Во-первых, изучение должно производиться учителем целенаправленно. Если наблюдение может вестись одновременно за всеми, то изучение ведется лично, с учетом особенностей личности. Главная цель изучения выявить то положительное, что характерно школьнику, потому что лишь через развитие полезных позитивных качеств происходит как гражданское воспитание, так и успешное обучение совершенствующейся личности.
Способных ко всему и неспособных ни к чему среди физически здоровых и умственно полноценных учащихся не посещает, а лица с неверным поведением и вредными привычками в полной мере дееспособны. На фоне сильных качеств как в негативе проявляются недостатки, и учитель сможет уследить за тем, чтобы положительное не переросло в отрицательное, к примеру: уверенность в самоуверенность, воля в упрямство, осторожность в боязнь и ужас, расторопность в суетливость.
Изучение личности требует также комплексности ознакомления с ней в разных проявлениях и сопоставлениях. Удачи и неудачи школьников в учебной работе могут обусловливаться множеством причин: трудностью материала, адекватностью его шансам данного школьника, соответствием прошлому опыту, доходчивостью объяснения учителя и т. д. Помимо того, необходимо узнать как можно более широкие аспекты деятельности: но чем в больших видах деятельности и общения изучен школьник, тем более полноценны будут результаты исследования, необходимые для последующей регуляции его психологического статуса и поведения.
Результаты своих наблюдений учитель должен сопоставлять с мнением других педагогов, сравнивать поведение учащегося на своих уроках с поведением на уроках других учителей.
Важным мигом при изучении школьника является неназойливость наблюдения. Так как наблюдение практически в любое время сочетается с беседой, учитель в любой момент может дополнить свое представление об ученике, спросив, как он сам оценивает свой ответ. Сопоставляя свои предположения с результатами наблюдений, учитель должен, помимо принципа объективности, соблюсти и принцип динамичности изучения личности, т. е. учитывать степень выраженности особенностей личностного свойства в настоящее время, изменение этих особенностей по сравнению с прошлым наблюдением, устойчивость их появления в усложненных негативных условиях (так называемая помехоустойчивость), тенденцию дальнейшего развития.
Сочетание беседы и наблюдения дает возможность педагогу узнать социальную подструктуру направленности личности: какие цели школьник преследует? Что считает главным в своей жизни? К чему стремится? Какие проявляет склонности и интересы. Изучая разносторонность интересов подростка, нужно выявить, нет ли интересов, мешающих учебе.
При оценке личных эмоциональных особенностей школьника учитывается, какое настроение характерно ему в большей степени радостное, угнетенное или ровное, спокойное; какова реакция на трудности растерянность, неуверенность или, наоборот, чувство азарта. Эмоциональная возбудимость проявляется быстротой или постепенностью наступления раздражительности, радости, огорчения, чувствительности и т. д.
Оценивая особенности внимания школьника, необходимо учитывать, легко или с работой он может делать два дела (к примеру., писать и говорить одновременно), отвлекается ли во время объяснения учебного материала, чем поглощено его внимание. Для общей оценки продуктивности памяти и установления типа ее (зрительная, слуховая, моторная, смешанная) в беседе со школьником или лицами, его знающими, нужно уточнить, как он запоминает, не использует ли мнемонических приемов, предпочитает воспринимать на слух или зрительно, как вспоминает страницу и место в книге, что лучше запоминает даты, имена или смысл прочтённого.Для оценки сообразительности необходимо уточнить, быстро ли ученик понимает поставленный вопрос, проявляет ли находчивость в ответах, не имеет ли склонности к непродуманным ответам, отвечает по заученному или проявляет творчество, находя свои приемы решения задачи.
Наконец, учитывая, что вредные привычки и нарушения поведения чаще возникают у школьника при нарушении волевых процессов, нужно узнать эти характеристики по следующим показателям: владеет ли собой в не простой обстановке? Умеет ли при сильном возбуждении сдерживаться или казаться внешне спокойным? Легко или ели подавляет вспышки гнева путем сознательного усилия?
Для учета метода исполнения школьником какой-либо деятельности и для выявления интересующих педагога особенностей протекания психических процессов, состояний и качеств ученика создаются особые условия. Это опыт, чаще естественный, реже лабораторный.
Вызов к доске с предложением решить задачу, которую еще не проходили, может быть констатирующим опытом, наглядно демонстрирующим сообразительность учащегося, его эмоционально-волевые качества и особенности психомоторики. Еще более ценные сведения учитель почерпнет, если воспользуется методом формирующего опыта, который осуществляется путем личного или группового экспериментального обучения.
На основании полученных результатов может быть составлена психологическая характеристика личности учащегося, являющаяся основой педагогической характеристики.
Все данные должны быть изложены детально, в лаконичной форме, но с большой полнотой раскрывать значительные особенности поведения и личности школьника. Характеристика должна быть структурной, т. е. в ней должно быть указано, в каких видах деятельности проявляется это качество и в какие формы отклоняющегося поведения оно может перерасти. Наконец, характеристика должна быть точна, для чего недостаточно субъективного впечатления одного педагога. Необходимо обобщить характеристики нескольких педагогов, школьного доктора, а время от времени и товарищей.
Полезно время от времени разбирать, сопоставлять и обобщать такие характеристики на педсовете. Они могут не совпадать как благодаря разного отношения учащихся к разным предметам, так и в силу динамики личностных качеств ученика (психическое развитие, наличие хронического заболевания и т. д.). Но рекомендуемое изучение поможет лучше понять личность ученика.