«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
автор: nick77
(редактировано: 2-03-2012, 11:32)
Приемы волевого самовоздействия

В отличие от обморока обучение приемам волевого самовнушения осуществляется учителем. (Методику создал В. Б. Горский). Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формулы самовнушения или образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияние на настоящие обстоятельства.


Похожую ситуацию можно встретить в ролевых играх детей 35 лет. Вымысел во время игры может быть значимей действительности.

Основой методики самовнушения можно считать педагогическое внушение «Могу руководить собой». А потому, что дети проявляют повышенную внушаемость, то реализация этого внушения приводит к появлению способности целенаправленного самовнушения. В большой степени педагогическое внушение должно действовать как косвенное, т. е. внушение через исполнение особых тренировочных упражнений, организацию тренировочных занятий и пр. А известно, что косвенное внушение подчас оказывается более действенным.

Значительным элементом методики является акцентирование волевого характера всех тренировочных упражнений произвольного самовнушения. От этого и название предлагаемого варианта «волевое самовнушение». С помощью произвольного самовнушения удается вызывать у подростков интерес и достаточно долгое и сильное желание (без чего успех был бы невозможен) заниматься самовнушением. (Отлично известно, что подростки проявляют повышенный интерес к самовоспитанию воли и, наоборот, негативно реагируют на любое действие, воспринимаемое ими как посягательство на их независимость.)

Акцентирование волевого характера тренировочных упражнений в самом внушении достигается следующим приемом. Перед исполнением упражнения предлагается предварительное вероятно более отчетливое исполнение его в воображении (как постановка цели и ее отчетливое осознание). К примеру, перед исполнением упражнения «расслабленность и тяжесть» предлагается представить «Приму удобную позу тела, скажу слова... тело совсем расслабленное... неподвижное... тяжелое... и совсем быстро тело станет наливаться тяжестью, станет совсем расслабленным и совсем тяжелым...» Потом предлагается реально принять верную позу и произносить слова самовнушения. Аналогично и перед более не простым самовнушенным перевоплощением личности в желаемый образ на заданное время. Предварительно в воображении предлагается представлять «Скажу слова самовнушения... пускай на две мйнуты произойдет перевоплощение личности (в предварительно заданный образ) и сразу... забуду свои вредные привычки... в течение двух минут на самом деле буду считать себя другим человеком, вольным от вредных привычек... через две минуты само собой произойдет обратное перевоплощение... вспомню себя, но уже оздоровленным...» И потом также предлагается принять необходимую позу, вызвать глубокое расслабление и сказать слова самовнушения.

Роль педагога в первых попытках исполнения упражнений самовнушения будет заключаться в том, что он «подсказывает» содержание мнимого самовнушения, а при исполнении произносит необходимые слова, помогая реализации самовоздействия самовнушением.

В случае реализации с помощью учителя (в первых попытках) формулы самовнушения «Пускай произойдет перевоплощение» происходит изменение психического состояния, разрешающее отождествлять самовнушение с перевоплощением личности в состоянии гипнотического сна. Так, испытуемые действительно как бы «засыпают» на некоторое время, не реагируя на окружающее. Потом, «проснувшись», в течение какого-то времени действуют перевоплотившись. Потом происходит развоплощение и испытуемые вспоминают себя. При этом забывается все, что происходило в перевоплощенном состоянии.

Несмотря на некоторое сходство с обмороком, перевоплощение вернее считать самовнушением, потому что здесь нет главного признака гипнотического внушения неосознаваемого подчинения одного человека другому. Именно этим и объясняется нежелательность применения гипнотического внушения в педагогике. Помимо того, перевоплощение осуществляется в сознательном состоянии. Испытуемый самостоятельно произносит слова самовнушения. Перевоплощениеэто реализация поставленной цели. И наконец, испытуемые пробуют осуществлять перевоплощение только после предварительной относительно долгой тренировки в волевом самовнушении.

Систематическое включение в режим дня тренировки в волевом управлении своим организмом (в предлагаемом варианте) будет в любой момент оправдано, во-первых, как организация действенного отдыха и оптимизация своего психического состояния.

Во-вторых, отлично известен эффект применения самовнушения для вызова сна со снами желаемого содержания и перевоплощения личности в желаемый образ на заданное время.

Подобная методика может использоваться для организации положительного опыта верного поведения с проявлением желаемых качеств личности. Вероятно также применение этой методики самовоздействия для воспитания волевых качеств личности. Для этой цели предлагается перевоплощение в личность, владеющую желаемыми свойствами и находящуюся в желаемых для их проявления обстоятельствах.

Самовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ тождественно перевоплощению актера. Но отличается от него полным внутренним перевоплощением с забвением собственной личности на заданное время. Вероятно также (как легче исполняемое) самовнушенное - перевоплощение личности с сохранением осознавания себя.

Похожие публикации
Волевое приемы

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.