«    Декабрь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
автор: nick77
(редактировано: 19-02-2012, 03:08)
Развивающие карточки для самых маленьких

Ни секунды покоя! Если ваш кроха живет под таким девизом, есть смысл задуматься над его поведением...

Активен ли ваш малыш в меру либо уже гиперактивен? Когда нужно отвести его к специалисту? Гипетивные дети они немного другие, воспринимают все по-своему. Исходя из этого с ними нужно по-иному общаться, по-другому обучать. Такие малыши совсем творческие, слово " нестандартные” подходит к ним идеально. Их гармоничное развитие сильно зависит от знания родителями особенностей синдрома недостатка внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как распознать СДВГ?

Активность

Ваш ребенок в любой момент в движении, он не сидит, а ползет, не стоит, а бежит, не может долго чем-то заниматься. Бросает все свои дела на половине пути и бегом стремится начать что-то новое... и опять бросает. Он не умеет просто стоять, сидеть либо бежать. Если сидит, то качается на стуле... либо грызет ногти. Либо ковыряет паркет. Если стоит, то приседает, отдирает обои, дрыгает ногами либо теребит ухо. А если бежит, то уж обязательно подпрыгивает. При этом некоторые детки отличаются некой неуклюжестью. Они двигаются большое количество и хаотично, исходя из этого не только часто падают, но и все роняют, сбивают с ног, врезаются и "ловят” большая часть углов. Если ваш малыш ведет себя так, стоит присмотреться к другим проявлениям синдрома. А также нужно понять, что ругать его за это бессмысленно он просто не может не двигаться. Именно в движении и идет его развитие. Проще говоря, он будет хуже воспринимать всю землю вокруг, если вы будете настаивать, чтобы ребенок сидел смирно, ходил ровно, не бегал, не прыгал, ногою не дрыгал, стул не шатал. Из этого мы видим, что сам по себе синдром говорит лишь о том, что ваш малыш активнее самых активных.

По какой причине же гиперактивность становиться причиной напряжение родителей и педагогов?

Недостаток/недостаток внимания

Это, пожалуй, самый противный миг, который частенько сопутствует гиперактивности: недостаток внимания. И сразу желаю оговориться (так как частенько слышу от родителей данное возмущение: "Недостаток внимания? Но я же отдаю ему все свое внимание, заботу и ласку! Как же так?” вашего внимания ему хватает, дело в другом. У каждого ребенка в процессе взросления развиваются психические процессы: память, внимание, воображение, мышление и восприятие. У нас, как и у наших малышей, есть большое количество подвидов этих процессов (память возможно зрительная, слуховая и тактильная; кратковременная и долгая).

Развитие внимания тоже можно поделить на пару составляющих:

- концентрация внимания;

- устойчивость внимания;

- объем внимания;

- переключаемость внимания.

Это основные составляющие большого понятия "внимание”. Так вот, у детей с недостатком внимания мы видим понижение по концентрации, устойчивости и переключаемости, тогда как с объемом (как правило) все нормально.

Концентрация внимания подразумевает тщательное изучение объекта. У детишек с недостатком внимания мы не увидим сосредоточенности изучения увлекательного предмета, а уж про неинтересный предмет либо занимательный, с точки зрения родителей, и говорить нечего.

Устойчивость внимания подразумевает долгое изучение объекта. Другими словами ребенок достаточно долго (для каждого возраста есть свои временные нормы) может удерживать свое внимание на занимательном объекте.

Переключаемость внимания тоже нарушена. Ваш малыш ели концентрируется на механическом и монотонном, пускай даже увлекательном, занятии. Все посторонние шумы, голоса и предметы легко уводят его от первоначального занятия. И ему совсем сложно опять приступить к делу.

К примеру, вы разбираете игрушки: что кому отдать, а что оставить. Но малыш безостановочно отвлекается: то на птичек за окном, то на книжку, позже побежит в туалет, отыщет по пути машинку... И так несколько час. И чаще всего дело заканчиваете вы в одиночку.

Как правило, из-за неприятностей с вниманием ваш подвижный и бойкий ребенок продолжительнее всех наряжается в садике на прогулку, продолжительнее всех кушает и мастерит поделки. И не­редко заслуживает звания "копуша”. Но малыш просто не может сконцентрироваться, не рассеиваясь на другие раздражители.

И правда, как можно думать о шнурках и пуговицах, о шапке и перчатках, когда вокруг столько занимательного! Маша чем-то угощает Витю ("А мне?”), Паша отнимает у Славика шарф ("Нужно оказать помощь!”), Петя ищет свой ботинок под скамьёй (а ботинок у него за спиной)... И но во всем нужно учавствовать, совсем забыв при этом, что отлично бы и самому что-то надеть.

Импульсивность

Ребенок частенько делает что-то не поразмыслив перебивает в диалоге, не может дождаться своей очереди в игре, хватает немытое яблоко, бежит за незнакомой кошкой... Без всякого злого умысла он совершает необдуманные поступки: отнимает игрушки, затевает драки, может выбежать на дорогу...

Импульсивность совсем страшная вещь. Малыш не всегда может контролировать свои порывы, исходя из этого часто оказывается в зоне риска.

Основные причины

Наследственность

Вспомните свое поведение и ощущения в детстве, поговорите с родственниками, проанализируйте детские годы братьев и сестер. Также имейте в виду, что гиперактивность у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Беременность и роды

Если во время беременности вы плохо питались, очень сильно переживали и тревожились, курили, то, в полной мере возможно, это и есть причина гиперактивности вашего ребенка. При беременности будущей матери нужно на 30% больше кислорода, исходя из этого, если вы курите, значит, систематически перекрываете ребенку кислород. Будущим матерям необходимы прогулки на свежем воздухе, верное и разнообразное питание, минимум переживаний, тревог. А никотин с алкоголем вообще под запретом!

Недостаток питательных элементов

Не секрет, что сейчас во многих продуктах содержатся добавки: консерванты, ароматизаторы, эмульгаторы и красители. Некоторые доктора уверены в том, что они одна из причин происхождения СДВГ. Попав в организм ребенка, эти вещества отрицательно влияют на нейрохимические процессы, нарушая химический баланс мозга.

Травмы головы

Ушибы и падения в детском возрасте не редкость. Но мозг формируется вплоть до подросткового периода. Исходя из этого крайне важно обращать внимание на травмы головы. Но даже незначительный удар может оказать влияние на развитие мозга. Потому лучше перестраховаться, съездить в поликлинику.

Внимание на внимание

Как же быть с недостатком внимания? Можно играть в особые игры!

"Где что было?”

Продемонстрируйте ребенку пару игрушек, стоящих на столе. Когда он отвернется, уберите либо переставьте одну из них. Спросите: "Что изменилось?” Начните с маленького количества игрушек, а затем усложняйте задания.

"Отыщи отличие”

Ребенок, нарисовав несложную картинку, передает рисунок взрослому. Вы дорисовываете какую-то деталь. Сейчас малыш должен определить, что изменилось. Чем младше ребенок, тем картинка проще.

"Слушай как нужно!”

Сначала вы с карапузом договариваетесь, какое ваше действие будет побуждать его ответное действие. К примеру, по вашему хлопку он должен подпрыгнуть, а если вы кивнете головой закружиться. Правила можно дополнять и поменять.

"Словесный ряд”

Вы называете 4-5 слов, относящихся к одной классификации. К примеру, яблоко, груша, ананас. Но непременно вставляете туда какое-нибудь совсем неподходящее слово к примеру, утюг. Ребенок должен услышать его и сказать: "Уходи, утюг!”

"Сделай такую же!”

Сложите фигурку из спичек либо счетных палочек. Предложите малышу ее повторить. Начинайте с простого.

Позволяй дружить!

Как сделать так, чтобы малыша приняли и полюбили в новом коллективе? Учите ребенка принимать правила игры, спокойно и дружелюбно растолковав ему, что без соблюдения правил и играть станет неинтересно.

- С уверенностью, но спокойно объясняйте малышу его нехорошие поступки. Говорить в таких случаях лучше убедительно, но кратко (учеными установлено, что дети с СДВГ плохо воспринимают длинные и нудные фразы-нотации).

- Безостановочно хвалите за успехи в общении, даже незначительные, подчеркивайте их. Ребенок должен понять, что вы их одобряете.

- Помогите воспитателю принять вашего малыша. Рассказав воспитателю о синдроме, поделитесь своими сомнениями и тревогами. Опытный педагог с признательностью примет вашу помощь и отыщет личный подход к вашему ребенку. В большинстве случаев в группах детских садов, где есть двое и более гиперактивных детей, существуют небольшие хитрости.

- Кричалки, шепталки, а также молчалки Из картона вырезают три ладошки: красную, зеленую, желтую это символы. Воспитатель, показывая красную ладошку, просит тишины и предельной внимательности. Ладошка желтая? Можно говорить спокойно, тихо, двигаться, а вот при зеленой ладошке все дети могут радостно и звучно покричать и потопать. Важно, чтобы воспитатель не злоупотреблял запретными символами.

-"Королевский трон” Если кто-то из детей желает что-то задать вопрос либо выяснить (а дети с СДВГ совсем любознательны), то нужно сесть на трон. Такое королевское кресло обычно пользуется популярностью, и гиперактивным детям приходится ожидать своей очереди. Это развивает саморегуляцию, волю, а также уважение к другим ребятам, тоже имеющим право задать свой вопрос.

- Для развития навыков общения учите малыша слушать собеседника, товарища по игре. Почаще задавайте ребенку вопросы: с кем он играл? какие игры любит его друг? чем он увлекается? Ваш малыш со временем поймет, что это разумеется выяснять друзей получше, слушать и запоминать их особенности, чтобы совместное времяпрепровождение в дальнейшем было в радость обоим.

Если ваш ребенок обидел кого-то, постарайтесь растолковать, как себя ощущает пострадавший. Учите сопереживанию. Не опасайтесь продемонстрировать, что вы недовольны этим поступком, огорчены. Стройте фразу приблизительно так: "Многие люди посещают несдержанны и обижают друг друга, но все же этот поступок...”

Мать, отец и я

Родителям гиперактивных деток приходится достаточно нелегко. Они безостановочно бегают за ребенком, выручают от непредвиденных обстановок и травм, разрешают конфликтные обстановки, отвечают на уйму вопросов... Но все же! Как бы ни тяжёл был родительский подвиг, вы в любой момент должны не забывать о том, что ваш ребенок просто не может быть другим.

Гиперактивность это не недостаток воспитания, а следствие минимальных мозговых дисфункций.

Говорите с ребенком спокойно.

Попытайтесь не срываться, в любой момент объясняйте, по какой причине так нельзя делать. Показывайте разные варианты выхода из обстановки.

Избегайте категоричных выражений, эмоционально насыщенных упреков.

Выясняйте своего ребенка лучше, занимайтесь с ним, увлекайте его.

Играйте с ним в игры (ролевые и подвижные).

Безостановочно поддерживайте малыша в благих начинаниях. Ребенок должен знать, что, вопреки всему, для вас он наилучший, любимый, дорогой. Он ни на секунду не должен усомниться в вашей искренней любви и поддержке.

Ирина Кулинцова, психолог

Похожие публикации
Спортивный комплекс для малышей

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.