
Когда и чему учить ребенка, чтобы обучение приносило радость и щедрые плоды, вам посоветует.... сам малыш
Он родился. Таковой небольшой, беспомощный. Мир нахлынул на него мощной волной звуков-запахов-цветов. Мир-оркестр, в котором не разобрать отдельных инструментов, звучит, дышит, протекает через него. Ваш малыш как будто бы раковина, лежащая на берегу Мирового океана, у него еще нет своего "я”.
Желаю учиться
Чтобы научиться по-настоящему видеть, слышать, ощущать, руководить всем, и собой в том числе, новорожденному крошке нужно перейти от "океанического” безграничного восприятия к пошаговому анализу, проще говоря, научиться различать голоса скрипок в общем звучании. Это, как вы понимаете, совсем непростая задача, практически невыполнимая, если браться за все и сразу. Исходя из этого умная природа заложила в ребенке возможность постепенно учиться наиболее важным для него вещам. В нем как бы попеременно включаются программы готовности к обучению тем либо иным знаниям и умениям. Такие периоды особенной чувствительности к развитию называют сензитивными. В это время внимание ребенка избирательно, интерес целенаправлен. Кроху не нужно ни заставлять, ни натаскивать. Он сам страстно стремится овладеть новыми знаниями и навыками, но при этом возможно равнодушен к другим сферам. Так, годовасик, только что научившиися ходить, на время перестает говорить.
Увидеть неспешное начало сензитивного периода под силу лишь внимательному воспитателю. Потенциальные шансы и интересы малыша можно найти в совместной игре, предлагая задачи повышенной сложности. То, что небольшой ученик может сделать с вашей помощью, и есть "территория его ближайшего развития”. За медленным началом необходимо пик интенсивности, а позже медленный спад. Исходя из этого, если ребенку что-то нравится, давайте ему как можно больше шансов это испытать, сделать, попробовать, пережить, проиграть. Сензитивный период состояние временное. Если благоприятное время упустить, оно ни при каких обстоятельствах не возвратится. В 60-х годах прошлого века в Соединенных Штатах нашли девочку-маугли. Ей было 11 лет, но она умела лишь скулить. Ученые дали ей прозвище Гений, но так и не научили говорить оказалось, если время упущено, овладеть навыками речи практически нереально.
Воспитание чувств
Период очень интенсивного развития сенсорного восприятия продолжается от рождения ребенка до 5,5 лет, но самый насыщенный отрезок этого пути до года. От того, как малыш научится ощущать этот мир, в оттенках и полутонах, зависит тонкость чувств уже взрослого человека, его воображение (которому Эйнштейн, кстати, был обязан многими своими открытиями) а также интеллектуальные способности. Но чем больше сенсорных стимулов, тем активнее развивается кора головного мозга.
Как развивать?
Лучше всех остальных чувств у новорожденного развито обоняние. По запаху кроха точно способен найти мать.
Зрение.
В первые дни для ребенка все выглядит размытым, он может концентрировать взор толькона лице, склонившемся над ним. Для тренировки зрения можно побуждать малыша следить за движением яркого шарика. Зная, что двухмесячный кроха всем цветам предпочитает голубой, чуть позже желтый, а к 6-7 месяцам разноцветные предметы, можно подбирать игровой арсенал.
Осязание
Осязание самый важный источник информации для малыша, а самый чувствительный орган это рот. Исходя из этого не запрещайте крохе все пробовать "на свой вкус”, просто следите за чистотой игрушек. С 2 месяцев дайте ребенку возможность ощупывать как можно больше предметов, их форма, величина и материал должны быть разными. Можно сшить (по методике Монтессори) сенсорный коврик из кусочков ткани разной фактуры, наполнить мешочки крупами, шуршащим целлофаном, нашить большие пуговицы. Выкладывайте малыша с 3 месяцев на такое одеяльце пускай исследует его на здоровье.
В 3 месяца малыш открывает для себя руки и может разглядывать их очень долго. Поиграйте с его ручками, комментируя все, что вы делаете: похлопали, запрятали, погладили матери щечку, потрогали игрушку.
Практикуйте массаж, с 6 месяцев его можно разнообразить, прикасаясь к тельцу крошки фактурными тканями.
Слух.
Резкие звуки новорожденного лишь пугают, а вот негромкое пение, мелодичный звон колокольчика, который звучит то с той, то с другой стороны, помогут в тренировке слуха с первых дней жизни. В игровом арсенале 6-месячного малыша непременно должны быть не только погремушки, но и музыкальные шкатулки, а также шуршалки и гремелки, сделанные из подручных вещей.
Вкус небольшого человечка поможет тренировать педагогический прикорм с 6-месячного возраста.
Поболтаем?
Этап овладения родной речью продолжается от рождения до 6 лет. До года ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок одного языка либо нескольких сразу, не смешивая и не путая их. В 4 месяца малыш уже отличает слова от других звуков, смотрит в рот говорящего и начинает подражать звукам. Этот титанический труд увенчивается первым сказанным словом в возрасте около года, что безмерно радует всех.
Как развивать?
Конечно, большое количество говорить. До 6 месяцев полезно подражать ребенку, повторять звуки, которые он произносит, так малыш учится общаться. С полугода показывайте ребенку первые книги, говорите на прогулке обо всем. Когда малыш видит новый предмет, называйте его четко и кратко, не перегружайте предложение словами.
Поиграйте с "ветерком”: подуйте на малыша и жестами попросите его сделать то же. Сдувайте пушинки, комочки ваты так ребенок учится руководить дыханием.
Устройте небольшой театр из игрушек крохи: пускай плюшевые (либо резиновые) зверьки расскажут о себе. Вот вы вынимаете из коробки песика, он "говорит”: "Здравствуй, малыш. Я собачка, ав-ав, я лохматая, беленькая, радостная”. Пускай вас не смущает примитивность сценария главный зритель в вашем театре все равно еще ни разу не видел эту сказку. Пускай малыш потрогает "актера”. Позже игрушка прощается и уходит.
Развитию речи также способствуют упражнения на развитие мелкой моторики.
Подъем с переворотом
Движение жизнь. И эта фраза вовсе не банальность. Те физические навыки, которыми овладел ваш непоседа, основа развития мозга. Чем они не попроще, детальнее, точнее, тем извилистее "карта” полушарий, тем больше связей накоплено тем умнее ваш малыш. Сдерживание детского желания двигаться опасно не только задержкой развития, но и психологической скованностью в будущем.
Как развивать?
Во-первых, не пеленать туго. Но, если ваш ребеночек совсем чувствителен, чтобы создать для него атмосферу защищенности и тепла, перед сном его все-таки рекомендуется легко запеленать.
Развитию мозга в первые пару недель жизни, согласно точке зрения нейропсихолога Бориса Клосовского, способствует мягкая вестибулярная стимуляция. С опаской покачивайте новорожденного, переворачивайте, поменяйте положения. Движения должны быть медленными, занятия непродолжительными.
С 3 месяцев побуждайте малыша переворачиваться и ползать с вашей помощью. С 6 манипулировать предметами: стучать, выкладывать, бросать, катать, перекладывать из одной руки в другую.
Заверните игрушку в пару слоев бумаги, пускай небольшой исследователь попробует найти ее. С 7 месяцев побуждайте делать первые шаги в манеже зовите к себе, предлагая в награду занимательный предмет. И не ленитесь поднимать игрушки, которые малыш выбрасывает из кроватки, это не баловство, а серьезная исследовательская работа.
Миром правит ритм
Мария Монтессори полагала, что чувство порядка, которое развивается от рождения до 3,5 лет, крайне важно для ребенка, который нуждается в неизменных ориентирах в текучем мире. Ритмичное чередование сна, еды, прогулок, игры дает крохе уверенность в завтрашнем дне.
Как завести внутренние часы?
Опытным путем отыскать личный режим, который удобен и малышу, и матери, а позже его поддерживать. Когда непоседа подрастет, отыщите его игрушкам особенное место и следите за порядком вместе с ним. Убирать игрушки сам он сможет с 3 лет.
Люби меня
Интеллектуальное и физическое развитие ничуть не важнее эмоционального. До года ребенок по силе материнской любви сам учится любить. К 8 месяцам он уже ощущает привязанность, умеет скучать, опасаться, радоваться и печалиться. Различать всю гамму человеческих чувств, контролировать свои эмоции и проявлять негатив социально приемлемым методом вот сложная задача для небольшого ребенка. На все про все у него 6 лет.
Как воспитать отзывчивость?
Конечно, брать на руки! До года кроха любовь воспринимает преимущественно тактильно. А еще гладить, обнимать, носить на руках, говорить, петь песенки пестовать, как говорили в народе.
Не игнорируйте плач малыша это хуже, чем баловать. Те, к кому не прикасались в детстве, вырастают жестокими людьми. И это не делает их счастливыми.
Я сам
Самостоятельность, умение себя обслуживать начинают развиваться с первой улыбки. В 7 месяцев ребенок уже умеет стягивать шапку с головы, в 8 съедать кусочки хлеба, в 9 пить из чашки, которую держит взрослый, а в год сам держать чашку.
Что делать?
Поощряйте самостоятельность ребенка так вы воспитаете в нем уверенность и самоуважение. Будьте настойчивы и терпеливы: лишь большое количество раз повторив одно и то же действие, малыш научится это делать сам.
На нелегком пути познания мира небольшой исследователь нуждается в надежном и терпеливом проводнике. С вашей помощью ему по силам каждые успехи, но без вас не научиться ничему, какие бы возможности в нем ни были заложены природой.